Меню
Строители монастырского града
Созидался монастырский град стараниями тысяч тружеников. Имена большинства из них известны только Господу. Осознавая, что трудятся в святом месте и созидают святыню, люди не стремились ни к почестям, ни к богатству, а славы искали лишь Божией. Работали на совесть, помня слова пророка Иеремии: «Проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер 48. 10). Искренне верующие люди во все времена трудились и трудятся с верою в то, что «дела их идут вслед за ними» (Откр 14. 13) и будут отмечены в вечности.

История не сохранила имен не только строителей, но и многих зодчих. Мы не знаем, под чьим руководством возводились Никольский и Филипповский храмы, колокольня, мельница, келейные корпуса и другие постройки. Зодчих известно немного. Среди них создатели Успенского Трапезного комплекса и, предположительно, Спасо-Преображенского собора новгородцы Игнатий Салка и Столыпа, архитекторы крепости «городовой мастер» из Вологды Иван Михайлов и постриженик Соловецкого монастыря монах Трифон (Кологривов) из поморского села Ненокса, а также архангельский губернский архитектор А. Шахларев, по проекту которого возводился Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Имена этих зодчих навечно вписаны в историю монастыря.

Каждое новое здание в монастыре возводилось по благословению и попечением его настоятелей.

Деревянный ансамбль монастыря возводился при игумене Ионе I (середина XV века). Святитель Филипп (1548−1566) начал каменное строительство. В годы его игуменства в обители появились Успенский трапезный комплекс, Спасо-Преображенский собор, Сушило, несколько каменных келейных корпусов. При преподобном Иакове, который руководил обителью с 1581 по 1597 годы, завершилось строительство Никольской церкви, возводилась крепость, началось строительство церкви Благовещения.
Созидался монастырский град стараниями тысяч тружеников. Имена большинства из них известны только Господу. Осознавая, что трудятся в святом месте и созидают святыню, люди не стремились ни к почестям, ни к богатству, а славы искали лишь Божией. Работали на совесть, помня слова пророка Иеремии: «Проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер 48. 10). Искренне верующие люди во все времена трудились и трудятся с верою в то, что «дела их идут вслед за ними» (Откр 14. 13) и будут отмечены в вечности.

История не сохранила имен не только строителей, но и многих зодчих. Мы не знаем, под чьим руководством возводились Никольский и Филипповский храмы, колокольня, мельница, келейные корпуса и другие постройки. Зодчих известно немного. Среди них создатели Успенского Трапезного комплекса и, предположительно, Спасо-Преображенского собора новгородцы Игнатий Салка и Столыпа, архитекторы крепости «городовой мастер» из Вологды Иван Михайлов и постриженик Соловецкого монастыря монах Трифон (Кологривов) из поморского села Ненокса, а также архангельский губернский архитектор А. Шахларев, по проекту которого возводился Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Имена этих зодчих навечно вписаны в историю монастыря.

Каждое новое здание в монастыре возводилось по благословению и попечением его настоятелей.

Деревянный ансамбль монастыря возводился при игумене Ионе I (середина XV века). Святитель Филипп (1548−1566) начал каменное строительство. В годы его игуменства в обители появились Успенский трапезный комплекс, Спасо-Преображенский собор, Сушило, несколько каменных келейных корпусов. При преподобном Иакове, который руководил обителью с 1581 по 1597 годы, завершилось строительство Никольской церкви, возводилась крепость, началось строительство церкви Благовещения.

Игумен Исидор (1597−1604) завершил начатое своим предшественником строительство надвратной Благовещенской церкви, при нем устроены галерея-переход центрального двора и каменная мельница. Стараниями преподобного Маркелла, бывшего игуменом в 1639—1645 годах, возведена Портная (Чоботная) палата. При архимандрите Досифее I (1761−1777) возводится колокольня. А при настоятеле Ионе II (1796−1805) под ней устраивается библиотека, также строятся церковь святителя Филиппа с больничными кельями и трапезная для богомольцев напротив Келарской палаты.

Стараниями архимандрита Мельхиседека (1857−1859) начато строительство Свято-Троицкого Зосимо-Савватьевского собора и церкви преподобного Германа.

Завершил их строительство архимандрит Порфирий (1859−1865), при нем также был устроен придел во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы на сводах церкви святителя Филиппа, построен Просфорный корпус, возведен 3-ий этаж Портной (Чоботной) палаты, под стенами обители на Святом озере появилась гранитная набережная.

Так век за веком формировался монастырский град. Каждое здание вписывалось в уже существующий ансамбль, дополняя и украшая его. Постепенно созидался неповторимый, отличный от всех других, облик Соловецкой обители, который так дорог каждому русскому сердцу.
Игумен Исидор (1597−1604) завершил начатое своим предшественником строительство надвратной Благовещенской церкви, при нем устроены галерея-переход центрального двора и каменная мельница. Стараниями преподобного Маркелла, бывшего игуменом в 1639—1645 годах, возведена Портная (Чоботная) палата. При архимандрите Досифее I (1761−1777) возводится колокольня. А при настоятеле Ионе II (1796−1805) под ней устраивается библиотека, также строятся церковь святителя Филиппа с больничными кельями и трапезная для богомольцев напротив Келарской палаты.

Стараниями архимандрита Мельхиседека (1857−1859) начато строительство Свято-Троицкого Зосимо-Савватьевского собора и церкви преподобного Германа.

Завершил их строительство архимандрит Порфирий (1859−1865), при нем также был устроен придел во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы на сводах церкви святителя Филиппа, построен Просфорный корпус, возведен 3-ий этаж Портной (Чоботной) палаты, под стенами обители на Святом озере появилась гранитная набережная.

Так век за веком формировался монастырский град. Каждое здание вписывалось в уже существующий ансамбль, дополняя и украшая его. Постепенно созидался неповторимый, отличный от всех других, облик Соловецкой обители, который так дорог каждому русскому сердцу.

Смотрите так же
Смотрите так же
Первые монашеские поселения на Соловках. Выбор места для обители
Первые деревянные ансамбли монастыря. За монастырской оградой
Святые врата
Центральный двор монастыря
Спасо-Преображенский собор
Успенский трапезный комплекс
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Никольский храм
Колокольня
Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор
Галерея-переход
Мемориальный комплекс: церковь преподобного Германа, усыпальница, некрополь
Благовещенская церковь
Храм во имя свт. Филиппа, митрополита Московского
Келейная застройка
Южный дворик
Сушиленная тюрьма
Северный дворик
Соловецкая крепость
Строители монастырского града
Посад вокруг монастыря
Гидротехнические сооружения
Публикации град монастырский
Made on
Tilda