Со времен древних палестинских лавр общежительные монастыри строились преимущественно по плану четырехугольника — такую форму имеет Небесный Град Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).
Первые деревянные ансамбли Соловецкого монастыря тоже имели близкую к четырехугольнику форму. Первоначальный ансамбль, сформировавшийся в 50-х годах XV века, включал в себя церковь в честь Преображения Господня с приделом святителя Николая. К ним примыкала Трапезная палата, чуть к северу высилась звонница с каменными колоколами-билами. Окружали храмовый комплекс кельи и хозяйственные постройки. Монастырь был обнесен оградой. Первый деревянный ансамбль размещался на территории нынешнего Спасо-Преображенского собора.
Со времен древних палестинских лавр общежительные монастыри строились преимущественно по плану четырехугольника — такую форму имеет Небесный Град Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).
Первые деревянные ансамбли Соловецкого монастыря тоже имели близкую к четырехугольнику форму. Первоначальный ансамбль, сформировавшийся в 50-х годах XV века, включал в себя церковь в честь Преображения Господня с приделом святителя Николая. К ним примыкала Трапезная палата, чуть к северу высилась звонница с каменными колоколами-билами. Окружали храмовый комплекс кельи и хозяйственные постройки. Монастырь был обнесен оградой. Первый деревянный ансамбль размещался на территории нынешнего Спасо-Преображенского собора.
В середине 60-х годов XV века при игумене Ионе монастырь подвергся значительной перестройке. Развивалось хозяйство, быстро увеличивалась братия — нужны были новые просторные храмы, кельи, хозяйственные постройки.
Каменный ансамбль второй половины XVI века, как и деревянные, созидался в границах четырехугольника. Лишь при устройстве крепости архитекторам пришлось отступить от прежней формы. Изменить ее заставили особенности рельефа и требования обороны. В состав крепости вошли мельница, Сушило, другие хозяйственный постройки, чтобы монастырь мог существовать автономно и, в случае необходимости, выдерживать длительную осаду. Обитель с конца XVI века и по сей день имеет форму вытянутого пятиугольника. Форма эта также символична, так как схожа с кораблем, и напоминает о том, что монастырь — корабль спасения в житейском море.
Монастыри непременно обносились стеной. Она ограждала территорию монастыря от внешнего мира и превращала его в особую духовную крепость. За монастырскую ограду старались, по возможности, вынести гостиничные кельи, хотя их устройство допускалось и в монастыре, но сразу при входе. И в Соловецком монастыре они находились у входа, слева от Святых ворот, в Благовещенском келейном корпусе. Скотные дворы и конюшни устраивались подальше от монастыря. В Соловецкой обители по уставу, который заповедовал преподобный Зосима, скотные дворы были устроены даже на другом острове — Большой Муксалме, более чем в 10 км. от монастыря. Хозяйственные службы, в большинстве своем, также выносились за территорию монастыря и лишь самые необходимые размещались между кельями и монастырской оградой. Так и в Соловецкой обители такие службы, в основном, находилась в посаде вокруг монастыря или за келейными рядами в Северном и Южном двориках.