Меню
Епископ Порфирий
Наместник и игумен Соловецкого монастыря
Епископ Порфирий (Шутов)
Епископ Порфирий (в миру Шутов Владимир Викторович) родился 19 октября 1965 года в городе Сарове в семье ученых. В 1989 году окончил экономический факультет Московского авиационного института.
В 1994 году
Владимир по благословению старца Кирилла (Павлова) поступил на послушание в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в 1997 году принял монашеский постриг с именем Порфирий. В 1999 году окончил Московскую духовную семинарию и в том же году был рукоположен в сан иеромонаха.

19 апреля 2001 года награждён правом ношения наперсного креста. 18 июля 2003 года возведён в сан игумена «за понесённые труды исполняющего обязанности казначея Лавры». 16 апреля 2004 года награждён палицей. 27 апреля 2006 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведён в сан архимандрита. С 27 июля 2009 года – член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
10 октября 2009 года
В день памяти преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, преосвященный Порфирий был назначен наместником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. В том же году, 26 октября, он прибыл на Соловки в день праздника Иверской иконы Божией Матери.
В своем первом слове к братии и прихожанам обители он сказал:
Сердечно приветствую вас в этом святом храме на этой святой земле. Господь судил мне быть здесь не по человеческому, а тем более — не по моему помышлению и размышлению, и судил быть не смиренным послушником и монахом, а стоять во главе вашей монашеской дружины. И сегодня мы вместе совершили первые шаги здесь, у цельбоносных и чудотворных мощей основателей святой Соловецкой обители. Надеюсь, что много и много дней Господь благословит так — единым духом, едиными устами — прославлять Пресвятую Троицу и святых, прославляющих Бога в своем совете.

У вас же всех прошу молитв, потому что два чувства есть у меня в душе. С одной стороны — трепет под этими святыми сводами, на этой святой земле. Она хранит память о слезах и молитвах святых и великих угодников Божиих, на протяжении веков вслед за отцами-основателями, проведших здесь дни своей жизни в благочестных трудах и молитвах, самоотвержении и великой благодати Божией. Она обильно орошена и мученической кровью. Лик русских святых в XX веке восполнен святыми мучениками и исповедниками, которых до тех пор было не так много на нашей земле.

Вместе с тем я переживаю сейчас и ощущение великого покоя, и причина тому — что не по моему, не по человеческому размышлению было мое назначение. Когда Патриарх сказал мне о своем благословении 7 октября во время всенощного бдения, то мы пошли служить акафист преподобному Сергию. И в соборе духовенства, епископов и священников мне выпало чтение кондака: «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего отреклся еси воли своея и во знамение отсечения ея постригл еси власы главы своея и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него постав-ленным, их же веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословя, но слову веления исполнением дела отвещавая. Всяческая же приключения благодарно, яко верный раб, от Господа приимал еси, Емуже на Небесех предстоя, ныне вопиеши: Аллилуиа». У мощей преподобного Сергия в день его памяти это воспринималось как чудо, как небесное откровение. Трепетно было это понимать и осознавать.

После богослужения у меня было несколько минут свободного времени. В Патриарших покоях под рукой оказалась книга — старая, затертая. Когда я ее открыл, то это оказалось житие преподобного Феофана, Соловецкого святого. Я ничего не знал об этом подвижнике, и меня поразили его слова, свидетельства и откровения. В первый раз, когда он пришел сюда из Киева, духовным зрением он увидел преподобных Зосиму, Савватия и Германа, сидящих, как живые, рядом с их святыми мощами. И приходили иноки, и прикладывались к ним, и просили у них благословения. И одних они благословляли, а от других отворачивались. И все его поучение так легло на сердце — такое монашеское наставление монахам и инокам: ибо взялись за плуг, дали великие и страшные обеты, — и за них придется отвечать. И за каждое праздное слово, и за нечистоту сердечную, сокровенную и неявную для других, и за ослушание, и за все и за вся.

Поэтому будем подвизаться со страхом Божиим, с трепетом перед Богом, видящим наше сокровенное и сердечное так же явно, как и наши поступки, и наши слова. И будем молиться друг за друга, чтобы быть нам в русле Промысла Божия. А нам, монахам, для этого надо просто послушание. Если мы не собьемся с этой спасительной стези, — каждый из нас и все мы вместе — то наследуем те обители, путь в которые проложили великие основатели, вслед за которыми взошли на них многие, до нас здесь подвизавшиеся. За их святые молитвы Господь, быть может, и нам судит и дарует восприятие этих вечных и вожделенных благ.

Поэтому прошу святых молитв, прежде всего, за нашего настоятеля — Святейшего Патриарха Кирилла. Да дарует ему Господь сил и разум право править слово Христовой истины. Прошу молитв обо мне, да вразумит Господь исполнять его предначертания точно, правильно и мудро. И прошу молитв друг за друга, за всех подвизающихся и приходящих в эту святую обитель — будь то монахи или мирские, священники или миряне, верующие или только ищущие веры. Всем да поможет молитва, поспешествуемая любовью.
19 ноября 2009 года
Наместник Соловецкого монастыря владыка Порфирий был назначен директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Это стало первым шагом к преодолению церковно-музейных споров. Люди с обеих сторон объединились вокруг общего дела — возрождения Соловков как духовного и культурного центра. Сейчас очевидно, что сохраненные и восстановленные музейными работниками в советский период памятники, особенно архитектурные, обретают новую полноценную жизнь именно благодаря совместной работе музея и монастыря. Модель такого гармоничного соработничества, успешно опробованная в Троице-Сергиевой Лавре, теперь приносит результаты и на Соловках.
Итоги двадцатилетнего восстановления монашеской жизни на Соловецком острове
«Вначале местное население было убеждено, что появление на острове монахов и Церкви — это недоразумение. Сейчас, конечно, по-другому — и доброжелатели, и недоброжелатели понимают, что нет другой альтернативы для Соловков, кроме как развитие, связанное с восстановлением монастыря», – заключил епископ Порфирий.

Хотя за двадцать лет был пройден огромный путь, пришлось начинать все с нуля – как в материальном, так и в духовном, и в социальном плане. Сегодня храмы и инфраструктура в основном восстановлены, число братии в монастыре увеличивается, богослужение налажено. Однако во всех отношениях Соловкам еще очень далеко до уровня начала XX века — монастырского «государства в государстве».

Причин этому две. Во-первых, насельники монастыря отражают общество, в котором на протяжении 70-ти лет Церковь была гонима, что нарушило преемственность монашеского делания. Поэтому для накопления опыта духовной жизни нужно, чтобы сменилось несколько поколений монашествующих. Во-вторых, теперь на архипелаге есть не только монастырь, но и поселок, в котором проживает около 1000 жителей. И для объединения монастыря и окружающего его населения общей верой и делом, как это было в прежние времена, потребуется длительная и вдумчивая работа. «Нельзя, чтобы около стен возрожденного во всем своем великолепии и красоте монастыря люди жили так, как они живут сегодня… Монастырь не помеха, а великий оплот жизни людей на этом северном острове. Как кормил людей монастырь прежде, так должен кормить и сейчас, в прямом и в переносном смысле слова, предоставляя рабочие места, содействуя развитию поселения… Необходимо, чтобы уникальное духовное, религиозное, культурное, историческое и природное наследие Соловков было защищено, поддержано особым статусом», — сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего посещения обители.
Учитывая масштаб задач по сохранению и приумножению наследия Соловецкого архипелага как православной святыни России и уникального исторического, культурного и природного комплекса общенационального и мирового значения, в 2012 году было принято решение разработать федеральную целевую программу реставрации исторических памятников и социально-экономического развития территорий Соловецкого архипелага.

Стратегическая цель программы – сохранить духовное, культурно-историческое и природное наследия Соловецкого архипелага на фоне комплексного развития его инфраструктуры. Это позволит обеспечить достойные условия для жизни населения, а также для приема паломников и туристов. Принципы разработки и реализации программы основаны на понимании, что сердцем Соловецкого архипелага должен быть благоустроенный монастырь, отражающий все формы монашеской жизни: общее житие, скитское, пустынное, а также отшельничество и затворничество. Биение этого сердца должно задавать ритм всему организму Соловков: прихожанам, жителям и гостям острова. Если удастся хотя бы в какой-то степени приблизиться к этому идеалу, существование на Соловках монастырского комплекса, подобного Афону, станет великим свидетельством истины и будет способствовать духовному укреплению всей России.

Проведение в жизнь федеральной программы должно стать государственно-общественным актом покаяния за разрушение и поругание Соловецкого монастыря в годы гонения на Церковь.
По словам Святейшего Патриарха Кирилла
Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества. Здесь в духовные подвиги вплетаются подвиги мученичества и исповедничества… поэтому восстановление Соловков должно объединить всех: и Церковь, и государство, и бизнес, и простых граждан. Все мы в долгу у тех, кто в заключении на Соловках был верен Христу даже до самой смерти.
8 сентября 2019 года
В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией совершил хиротонию архимандрита Порфирия во епископа Одинцовского, викария Патриарха Московского и всея Руси.
13 сентября 2019 года
Преосвященный Порфирий прибыл на Соловки и преподал первое архиерейское благословение монастырской братии, трудникам, жителям и гостям архипелага.
Публикации Владыки Порфирия о Соловках
Made on
Tilda