Поступившие в 1923—1928 годах из Гохрана в Музей «Московский Кремль» иконы Соловецкого монастыря долгое время находились в фондах. В последние десятилетия значительная часть икон была реставрирована. Благодаря составленным в 1923 году «Спискам» и сохранившимся монастырским описям, оказалось возможным проследить перемещение икон по монастырским церквам и часовням на протяжении XVI—XIX вв.еков.
Икона «Достойно есть», написанная для Спасо-Преображенского собора, в XIX веке была перенесена в часовню во имя святителя Филиппа, построенную в 1857 году. Согласно церковному преданию, славословие Богородице было воспето Архангелом Гавриилом и передано афонским монахам. В X веке оно вошло в чин Литургии святителя Иоанна Златоуста. На Руси было создано символико-аллегорическое изображение, прославляющее Пресвятую Богородицу. Известно, что в середине XVI века подобная икона находилась в Московском Кремле. Соловецкая икона, вероятно, является ее повторением, исполненным московскими мастерами второй половины XVI века.
Соответственно четырем стихам песнопения композиция иконы разделена на четыре клейма-квадрата. В центре каждого из них в сиянии сфер «славы» изображена Пресвятая Богородица. Владычице предстоят славословящие ангелы и святые.
В первом клейме Царица Небесная восседает на престоле с Предвечным Богомладенцем Иисусом Христом на руках; престол окружают ангелы и архангелы, по сторонам — два преподобных; в нижнем ряду — ветхозаветные цари и пророки и апостолы; вверху два летящих ангела держат развернутый свиток с началом славословия: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу».
В среднике в сияющих золотых одеждах изображен Христос во «славе», выводящий из ада прародителей — Адама и Еву; Спасителя окружают избавленные от тьмы преисподней ветхозаветные цари и пророки; воскрешенные праведники встают из гроба. В клеймах вокруг средника представлены: десять событий Страстей Христовых; праздники, связанные с последними днями земной жизни Спасителя и прообразами всеобщего воскресения: «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря»; события и церковные праздники после Воскресения Христова: «Уверение Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Преполовение Пятидесятницы», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Святая Троица». В нижнем ряду помещены два типичных для второй половины XVI века «символико-дидактических» изображения: «София Премудрость Божия», «Во гробе плотски». Писали икону новгородские (или каргопольские) мастера, приглашенные святым игуменом Филиппом для выполнения больших живописных работ в храме.
Значительную часть поступивших в Музей «Московский Кремль» соловецких святынь составляют «пядничные» иконы. Они были постоянным приношением богомольцев из разных городов и весей Русской земли, а также келейными иконами соловецких игуменов, старцев и братии."Воскресение Христово" ныне находятся в пристенном иконостасе на северной стене Свято-Успенского собора Московского Кремля.
«Пядничный» образ «Явление Богоматери с апостолами преподобному Сергию Радонежскому» был принесен в Соловецкий монастырь, по всей вероятности, во времена игуменства святителя Филиппа. В среде монастырской братии иконы с изображением чудесного явления Пресвятой Богородицы досточтимому учителю монашествующих — преподобному Сергию — были особенно любимы и почитаемы; по их образцу писали «явления» Пречистой и другим святым.
Иконографические особенности соловецкой иконы характерны для XVI века. В центре, на красном ложе, изображен символический образ спящего Иисуса Христа Еммануила. Ему предстоит Пресвятая Богородица и архангел с крестом и процветшей ветвью в руках; сверху к ложу слетает ангел с рипидой в виде крупного цветка. Белый фон иконы заполнен нежными, легкими, полупрозрачными цветами райского сада.
Наряду с традиционными изображениями ветхозаветной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и избранных святых на четырехчастной иконе XVII века помещен символический образ «Спас Недреманное Око».
В начале XVII века одним из богомольцев была принесена в Соловецкий монастырь икона с образом Господа Вседержителя и припадающими к Его стопам московскими святителями Петром, Алексеем, Ионой и мучеником Феодором; в облаках — изображения ангелов с орудиями страстей Христовых. Подобную иконографию можно видеть в среднике большой иконы второй половины XVI века из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Она получила название «Спас Смоленский». На кремлевской иконе к стопам Спасителя припадают преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Позднее «Спас Смоленский» изображался с другими чтимыми святыми молитвенниками. На соловецкой «пяднице» Христос благословляет коленопреклоненного мученика Феодора, вероятно, соименного святого того богомольца, по заказу которого была исполнена эта икона.
Несмотря на распространенность в XVI—XVII вв.еках символико-аллегорических изображений, самыми многочисленными и излюбленными по-прежнему оставались иконы-списки прославленных образов Божией Матери. В Соловецком собрании музея имеется более 50 «пядничных» икон Пресвятой Богородицы, при этом девять из них — различные списки «Владимирской». На некоторых образах сохранились надписи богомольцев.
Нередко святые изображались на фоне основанных ими обителей. Некто из богомольцев (вероятно, из Каргополя) принес в Соловецкий монастырь образ преподобного Александра Ошевенского, чтимого на Русском Севере. На иконе второй половины XVIII века святой предстоит в молении Спасу рядом с монастырем, написанным с документальной точностью. Вероятно, этот образ создал местный мастер, хорошо знавший строения Александро-Ошевенской Каргопольской обители.
Самыми многочисленными в Соловецком монастыре были образы преподобных Зосимы и Савватия, изображенных попарно или на отдельных иконах, на фоне монастыря или с обителью в руках. Тысячи подобных икон, написанных в самом монастыре, в его вотчинах и различных иконописных мастерских по монастырскому заказу, раздавались и «променивались» паломникам. Вместе с тем в монастырь поступали «подносные» образы Соловецких чудотворцев в драгоценных окладах, создававшихся по благоволению именитых вкладчиков, игуменов и монастырских старцев. Они находились в храмах и ризнице.
Из Жития соловецких первоначальников известно, что первым образом преподобного Савватия была икона, привезенная в Соловецкий монастырь купцом Иоанном из Новгорода вскоре после перенесения мощей святого в 1465 году из деревни Сороки в обитель. Образ преподобного Зосимы, по монастырскому преданию, написал составитель «Жития» игумен Досифей в первый год по преставлении подвижника. В начале XIX века подлинным «первообразом» Соловецких чудотворцев считали икону, написанную «в 1478 году, в первый год по преставлении Преп. Зосимы».
Вывезенная в 1923 году из Свято-Троицкого собора икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», в чеканном позолоченном серебряном окладе, с цатами (цата Зосимы не сохранилась) и венцами, украшенными жемчугом, XVI века может быть отождествлена с той самой иконой, которая почиталась как «первописанная». Об этом свидетельствует «летопись» начала XIX века — резная надпись на прикрепленной к иконе металлической пластине. Есть предположение, что сохранившаяся икона была создана при святом игумене Филиппе, заботившемся о почитании Соловецких первоначальников. Заменив утраченную древнюю икону чудотворцев, этот образ стал чтимой монастырской святыней.