Храмы Соловецкого монастыря, построенные в XVI—XIX вв.еках, были наполнены древними и новыми иконами, находившимися в алтарях, иконостасах, приделах и притворах. Иконное убранство обители постоянно обновлялось: в новых церквах ставились новые иконы, обветшавшие иконостасы старых храмов заменяли современными, при этом чтимые образы помещали в богато украшенные киоты; иногда старинные иконы переносили в скиты и часовни.
Сохранившиеся монастырские описи XVI—XIX вв.еков дают полную картину иконного убранства обители. Опись 1570 года позволяет представить, как выглядел тогда интерьер Спасо-Преображенского собора, грандиозного каменного храма, возведенного и украшенного тщанием святого игумена Филиппа. Перед алтарем собора возвышался многоярусный иконостас с иконами в золоченых серебряных окладах. Особенно обильно украшались иконы местного ряда; помимо венцов и окладов к образам подвешивались серебряные гривны-ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом, под иконами располагались шитые золотными нитями пелены со святыми изображениями и крестами. Иконы находились в разных местах главного храма и его приделах.
На протяжении XVI века иконостас Спасо-Преображенского собора оставался четырехярусным. В первой трети XVII века появился пятый — праотеческий ряд с иконами ветхозаветных святых, изображенных на двухметровых досках с килевидными завершениями. Иконостас увенчивали херувимы и серафимы — «шестьдесят один образ на дереве резные золочены».
Во второй половине XVII века иконное убранство монастыря отличалось непревзойденным изобилием: в описи 1676 года перечисление икон только одного Спасо-Преображенского собора занимает более ста листов, где названо свыше тысячи образов.
Множество особо чтимых икон помещалось в киотах против клиросов, архимандричьего места, «меж свеч поставных». Вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные «притворы киотные» — пристенные иконостасы, заполненные десятками «пядниц» и складней. У столпов стояли большие иконы, окруженные «пядницами».
Большинство местных икон в иконостасах и киотах были обложены новыми серебряными окладами с множеством подвесных золотых и серебряных цат, крестов, образков и панагий с драгоценными камнями и жемчугом. Десятки «пядничных» икон в дорогих окладах являлись вкладами именитых людей и духовных лиц.